Новости

Как порядок определения вида фактического использования недвижимости может повлиять на размер налога на имущество? Результаты ОРВ: мнение СТПП учтено

Департаментом финансов ХМАО – Югры разработан проект постановления Правительства ХМАО – Югры «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения».

Проект устанавливает процедуру проведения мероприятий в части определения вида фактического использования объектов недвижимости в целях формирования и актуализации перечня объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

В первую очередь это касается недвижимого имущества, представляющего собой административно-деловые центры и торговые комплексы, а также нежилых помещений предназначенные для размещения офисов, объектов общепита и бытового обслуживания, соответствующие критериям, установленных ст. 378.2 НК РФ.
Определять вид фактического использования предполагается на основании:

- информации, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), документах технического учета (инвентаризации);

- информации, имеющейся в распоряжении муниципальных органов, в т.ч. содержащейся в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров зданий, сооружений;

- информации о назначении объекта, содержащейся в сведениях их открытых источников сети «Интернет»;

- информации, полученной по результатам обследования объектов недвижимости.

Позиция Сургутской ТПП:

Проект постановления вызвал немало вопросов у экспертов, разрешение которых должно найти свое отражение в тексте документа в целях повышения гарантии защиты прав предпринимателей.
При урегулировании разногласий при проведении ОРВ (оценки регулирующего воздействия) проекта были организованы дополнительные совместные консультации Департамента финансов ХМАО – Югры с представителями Палаты.

1. В части использования сведений из ГКН, ЕГРП и иных источников информации для определения вида фактического использования.
Сведения, имеющиеся в документах кадастрового и технического учета, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позволяют однозначно определить вид фактического использования в силу отсутствия обязательного указания такой информации. Описание объекта недвижимости может носить общий характер: жилое/нежилое. Отсутствие в полном объеме информации о виде использования помещения в ЕГРП, не позволят достоверно соотнести с критериями, установленными ст. 378.2 НК РФ.
Кадастровый паспорт земельного участка имеет указание только на вид разрешенного использования земельного участка, устанавливаемый в зависимости от вида территориальной зоны в соответствии с градостроительным регламентом в муниципальном образовании, и может включать более десятка наименований видов допустимого использования.
Информация из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может подаваться субъективно, коммерчески привлекательно.
В отсутствии достоверной информации определить вид фактического использования представляется проблематичным, и на практике может повлечь негативные последствия для предпринимателей.

2. Отсутствуют критерии определения вида фактического использования при проведении обследования объектов.
Не ясен механизм отнесения того или иного помещения к «офисному» в силу отсутствия четкого законодательного определения. Например, помещения административного назначения для размещения административно-управленческого аппарата для обеспечения непосредственной деятельности хозяйствующего субъекта являются офисными по смыслу ст. 378.2 НК РФ или нет? А если часть таких помещений используется для оказания услуг или производства товаров, как в таком случае будет квалифицироваться здание?
Применение определения офисного помещения на основании ст. 378.2 НК РФ при определении вида фактического использования может привести на практике к расширительному неоднозначному толкованию. Учитывая тот факт, что НК РФ отдельно выделил такие помещения, наравне с торговыми объектами, объектами общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, отличительным признаком является осуществление в таких помещений, деятельности приносящей доход предпринимателю, и не используются в целях для обеспечения непосредственной деятельности хозяйствующего субъекта (например, размещение административно-управленческого аппарата). Считаем, необходимым, отразить данное предложение в тексте проекта.

3. Не решен вопрос о порядке учета площади здания общего назначения (холлы, входные группы, лифтовые холлы, подвалы, чердаки, места размещения инженерно-технологического оборудования и т.д.).
Данное обстоятельство имеет важное значение, т.к. предполагается расчет соотношения общей площади здания и площади объектов, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, по результатам которого должен быть определен порядок исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости или среднегодовой стоимости.

4. Не регламентирован порядок действий уполномоченного органа, хозяйствующего субъекта в случае изменения назначения используемых помещений, которые могут оказать влияние на определение вида фактического использования здания помещения для целей налогообложения.

Результаты ОРВ: предложение Сургутской ТПП в отношении возможности обращения собственника (владельца) объекта недвижимости в уполномоченный орган по вопросу исключения (или включения) объекта в Перечень при изменении его функционального назначения будет учтено при доработке текста проекта.
Урегулирование остальных проблемных вопросов, затронутых Палатой, осложняется отсутствием специализированного закона, действующего на федеральном уровне.

Добавить комментарий

Разработка сайта: