Новости

27 января 2012 г


Центральными вопросами при обсуждении стали последние новеллы окружных властей о более жестком регулировании рынка реализации алкогольной продукции.

Присутствующими был рассмотрен принятый в декабре закон ХМАО- Югры № 118-оз "Об установлении требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)». Согласно новых правил минимальный размер оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории ХМАО (за исключением организаций общественного питания), не должен быть менее 1 000 000 рублей (продажа в границах города) и  500 000 рублей (вне границ городов).  Как отметил Генеральный директор СТПП Владимир Болотов учитывая, что первоначально проект, вносимый в Думу Правительством ХМАО, обязывал приведение в соответствие минимального уставного капитала всеми организациями, имеющими лицензию, то существенным достижением бизнеса можно считать, что в принятом Законе есть оговорка, что он распространяется только на тех, кто собирается получать новую лицензию или переоформлять действующую.

 

Таким образом, организации с действующей лицензией, могут не менять уставный капитал до момента окончания срока действия лицензии. Но в этой связи представители Департамента по экономической политике Администрации города Сургута указали предпринимателям, что при федеральных нормативных изменениях к деятельности лицензиатов  предприниматели, обязанные переоформить лицензии с учетом иных требований закона, должны готовиться автоматически к увеличению уставного капитала.

 

Сургутская ТПП уже ранее обращалась в ДЭП Администрации г. Сургута за консультацией в связи с вопросами сургутских предпринимателей, обратившихся в декабре 2011 г. за новой лицензией и испытывавших трудности с увеличением капитала. Лицензирующим органом были выданы разъяснения, что увеличить уставный фонд можно не только пополнением денежных средств на счет в банке, но и переоценкой имеющегося у предприятия имущества с приложением отчета независимого и профессионального  оценщика.

 

Пристальное внимание многих собравшихся вызвал проект Закона ХМАО Закона ХМАО-Югры "Об установлении дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции в ХМАО-Югре", который был принят окружными депутатами только в первом чтении с предложением обсудить  новые правила на местах и услышать мнение предпринимательства по этому вопросу, поскольку в первую очередь это касается  бизнеса. Суть законопроекта ограничить продажу алкоголя с 20.00 до 23.00 по местному времени и установить перечень мест, где в принципе невозможна торговля алкоголем.

 

Рассказав историю вопроса, в том числе прошедшие личные дебаты по этому вопросу с окружным Правительством,  Владимир Болотов, высказал мнение, что на сегодня общий вектор государственной политики связан с ужесточением правил по реализации алкоголя. Обратил он  внимание представителей лицензиатов, что установление резких и немотивированных временных ограничений по розничной продаже также может повлечь за собой активизацию незаконного сбыта алкоголя, но уже без соблюдения лицензионных требований (например, через службу такси и т.п.). Можно прогнозировать резкий рост контрафактного алкоголя, что вызовет гораздо более серьезные последствия для здоровья нации (чем те благие цели, что ставят перед собой инициаторы законопроекта).  Такая ситуация, кроме всего, может повлечь и повышение цен в магазинах. В виду уменьшения выручки, предприниматели для обеспечения выживаемости могут пойти на повышение цен на продукты питания и другие товары народного потребления.

 

Данные прогнозы были поддержаны собравшимися предпринимателями. Представители одной из крупных торговых сетей города заявили, что в связи с ограничениями по продаже алкоголя и позицией Росалкогольрегулирования, запрещающей торговать спиртными  рядом стоматологическими и т.п. заведениями (даже открытыми позже самого магазина) у них резко упадет прибыль, чем та, на которую рассчитывали при открытии конкретной торговой точки. Все это вынуждает сеть поднимать торговую наценку на иные товары, пользующиеся спросом у горожан и уже недоступные по привлекательной для покупателя цене.  

 

Со стороны несетевого малого бизнеса прозвучали опасения, что такого рода мероприятия  не решат проблем подросткового алкоголизма (достаточно сделать рабочими имеющиеся запреты о недопустимости продажи алкоголя несовершеннолетним), но что гораздо хуже  - «поставят крест» на МСБ. Это при том, что малому бизнесу сегодня даже провести процедуру ликвидации почти невозможно ввиду сложного порядка. Как итог, многие предприятия просто «зависнут» в разорившихся и неликвидированных.  Также предприниматели заявили, что в случае введения запрета продавать алкоголь после 20.00, многие торговые точки уйдут с круглосуточного режима работы, что повлечет и сокращение штатов, увольнения, повышения цен на социально важные продукты и т.д.

 

Особое внимание бизнеса  Владимир Болотов обратил на то, что ограничение по времени не так чревато для бизнеса, как нормы проекта, ограничивающие места продажи алкоголя. Поскольку, если дословно читать предлагаемые ограничения, то  полный запрет торговли алкоголем коснется как крупных торговых центров, оборудованных лифтами, эскалаторами, магазинов, расположенных рядом с объектами типа ГТС, так и целые поселки (Лянтор, Нижний Сартым и т.д.), которые расположены рядом с добывающими  месторождениями.

Стороны пришли к мнению, что подобные законодательные инициативы существенно ограничат деятельность малого и среднего бизнеса и приведут к укрупнению субъектов торговой деятельности, что неблагоприятно отразится на конкурентной среде  создаст предпосылки для монополизации этого сектора бизнеса. Для города от новых правил тоже большой минус: сокращение предпринимательства – это автоматически уменьшение налоговых поступлений в бюджет города.

 

Обращаясь к участникам круглого стола, директор Департамента по экономической политике Администрации г. Сургута Владимир Базаров отметил, что его ведомство находится в непростом положении, с одной стороны оно отвечает за реальное развитие предпринимательства в городе, с другой, оно должное контролировать выполнение бизнесом имеющихся норм и правил.  Именно поэтому важно принять взвешенное решение и уже на начальном этапе обсуждения закона, пока он еще не принят, надо активно высказывать свою позицию и защищать ее. Так, Администрация г. Сургута уже отправила в Правительство и Думу ХМАО соответствующую позицию с учетом компромиссного для сторон варианта ввести ограничение продажи  с 22.00.

 

Присутствующий на встрече депутат г. Сургута Анатолий Вац высказал свое мнение, что предлагаемый законопроект ставит перед собой цели, которые все равно не будут достигнуты подобными ограничениями. Всегда найдутся нарушители закона, которые продадут алкоголь и в запрещенное время, и несовершеннолетнему. Проблема алкоголизма и взрослеющего поколения более серьезная, чем кажется на первый взгляд. Нужен целый комплекс мер не только запретительного характера. Это прежде всего контроль за соблюдением уже имеющихся запретов. Это широкая  социально ориентированная реклама здорового образа жизни. Это  способы альтернативного времяпрепровождения  молодежи ( в том числе доступный общепит с приемлемыми ценами и т.д.).  Такие меры в совокупности приведут к более эффективному результату, чем рассматриваемые законы ХМАО об уставном капитала и запретах времени и мест продажи.

 

В ходе обсуждения собравшимися на встрече было поручено СТПП обратиться в Думу ХМАО и высказать принципиальную позицию предпринимательского сообщества г. Сургута  на обсуждаемый законопроект  с указанием возможных неблагоприятных последствий  реализации ограничений. Для того, чтоб такая позиция получилась более мотивированной Владимир Болотов и Владимир Базаров  предложили присутствующим представить свои экономические расчеты  по последствиям новых правил, чтоб донести их до разработчиков закона и депутатов (в т.ч. отправить свое мнение можно на электронный адрес star@tppsurgut.ru ).

Заключительным вопросом в работе круглого стола была актуальная информация от  Департамента по экономической политике, разъясняющая  новые требования лицензионного контроля в отношении оборота алкогольной продукции. Так, руководитель Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации г. Сургута Дарья Гаврикова  пояснила присутствующим, что  с недавнего времени полномочия по выдаче лицензий в сфере оборота алкоголя и соответствующий контроль за лицензиатами были переданы в муниципалитеты.  

 

В Сургуте этими вопросами занимается отдел развития предпринимательства и лицензирования Департамента по экономической политике Администрации города, специалисты которого проверяют правильность заполняемых документов на получение лицензии, а также лично выезжают на объект с целью провести проверку на предмет  соблюдения заявителями «Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции  в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару» (утв. Приказом Росалкогольрегулирования №59н от 26.10.2010 г.).  

 

Выездные внеплановые проверки не требуют предварительного согласования с прокуратурой и уведомления предприятий, когда речь идет о рассмотрении заявлений на получении лицензии, случаях отравления алкоголем в данном магазине/точке  общепита,  случаях неисполнения ранее выданного предписания лицензирующего органа. Несмотря на то, что требования данных технических условий более чем внушительны, но сам документ не содержит исключения для розницы. Специалисты Департамента вынуждены при проверках в рамках лицензионного контроля предъявлять к розничной торговле алкоголя, такие же жесткие требования, как и для оптовой торговли (хранения алкоголя в стационарных конструктивно приспособленных помещениях с особыми требованиями к площади, влажности, вентиляции, температурному режиму, пожарной безопасности и др. ).   

 

На сегодня Администрация уже отправила запрос в контролирующий орган Росалкогольрегулирование с просьбой разъяснить насколько правомерно с малого розничного бизнеса требовать выполнение этих условий для хранения продукции. Соответствующий ответ будет размещен на сайте Администрации Сургута и доведен до бизнеса через СТПП. Пока же бизнесу и контролирующим органам необходимо работать в имеющемся правовом поле и соблюдать установленные правила до их изменения или иной судебной практики.

 

В заключении Владимир Базаров отметил, что в Сургуте работает достаточно лояльный лицензирующий орган, цель которого помочь предпринимателям устранить имеющиеся нарушения, недоработки и привести все в соответствие с имеющимися правилами.

 

Участникам встречи также было предложено представить свои вопросы по лицензионному контролю и новому порядку декларирования представителям Департамента экономической политики Администрации г.Сургута (тел. 522076). Эти вопросы будут озвучены на встрече лицензирующих органов муниципалитетов в Лицензионной Палате ХМАО, которая пройдет в г. Ханты-Мансийск ориентировочно 16-17 февраля 2012 г.

 

 

 

Советник по правовым вопросам

 

при Генеральном директоре СТПП

 

Старовойтова Ляна

 

 

 

Приложения:

 

Закон Об установлении требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организаций при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2011 г. на 1 л.;

 

Постановление О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об установлении дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" на 1 л.;

 

Закон Об установлении дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2 л.

 

Приказ от 26.10.2010 г. №59н на 4 л.

 

 

Добавить комментарий

Разработка сайта: