Новости

13 марта 2012 г

Данное мероприятие было проведено накануне празднования Всемирного дня защиты прав потребителей по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в г. Сургуте и Сургутском районе. Среди приглашенных были представители кредитных учреждений г. Сургута (банков) и Департамента по экономической политике Администрации г. Сургута.

Центральной темой обсуждения стали требования законодательства РФ и имеющаяся судебная практика относительно заключаемых банками договоров кредитования с потребителями. По информации докладчика – главного специалиста - эксперта ТО УРПН по ХМАО-Югре Старшининой Ирины жалобы от потребителей на неправомерные действия сургутских банков при заключении договоров регулярно поступают в их службу. При этом, учитывая ограниченный законом срок для привлечения к административной ответственности – 1 год, многие обращения заявителей не могут быть рассмотрены по существу, хотя факт нарушений установлен. Не смотря на это, потребители достаточно успешно отстаивают свои нарушенные права в судебном порядке в пределах общих сроков исковой давности, куда, в том числе, свое заключение может по существу нарушения может быть представлено Роспотребнадзором. Для этого и проводятся такие профилактические мероприятия, чтобы сами банки корректировали свои договоры до того, как дело будет передано в суд.

 

Тем не менее, судебная практика по стране накопилась значительная по таким категориям дел и с учетом разъяснений и обобщений от Верховного Суда РФ участникам встречи был предложен обзор основных нарушений со стороны банков:

 

- незаконные комиссии за ведение ссудного счета;

 

- увеличение банками в одностороннем порядке процентной ставки;

 

- отказ банка предоставить заемщику информацию по кредиту, включая разбивку по телу кредита, процентам за пользование и иным платежам;

 

- возмездный характер предоставляемых заемщику справок по остатку кредита и произведенным выплатам;

 

- включение в договор нормы об альтернативной подсудности (как это часто бывает на практике не по месту нахождения потребителей);

 

- навязывание дополнительных платных услуг, не связанных с получением кредита (например, страхование жизни и здоровья заемщика при оформлении договора ипотечного кредитования, уже обеспеченного застрахованным объектом залога);

 

- одностороннее расторжение банком во внесудебном порядке договора с заемщика (за исключением случаев специально оговоренных законодательством);

 

- имеющаяся практика принудительного перекредитования у банка с целью погасить задолженность по текущему кредиту, соответственно с выплатой всех платежей, изначально берущихся банком при заключении договора;

 

- ограничение на досрочное погашение кредита с введением штрафных санкций.

 

Данный внушительный список нарушений и принципиальная позиция государственного органа вызвали вопросы у представителей банков и последующие дискуссии. В связи с этим уместным был вопрос от ведущего круглого стола Генерального директора СТПП Болотова Владимира относительно порядка проверок сургутских банков при таких нарушениях. Специалисты государственного органа пояснили, что в плановом порядке в прошлом году уже был проверены некоторые сургутские банки. Поэтому в основном проверки связаны с конкретными заявлениями от потребителей, чьи права нарушены. После таких заявлений у банка истребуется документация по этому и аналогичным случаям. И уже после изучения всех материалов решается вопрос о конкретной квалификации нарушения и выдаче предписаний.

 

Повышенный интерес присутствующих вызвала информация заведующего отделения по информированию и консультированию в сфере защиты прав потребителейЛеушева Вячеслава относительно деятельности в Сургуте организации «Робин Гуд» из г. Хабаровска, специализирующейся на оказании услуг для горожан по защите их интересов в судах в отношении банковских комиссий за ведение ссудного счета. Данная организация в 2011 году очень активно работала в этом сегменте, используя типовые заявления и устоявшуюся судебную практику. Тем не менее, статистика такова, что количество подобных дел в этом году резко снизилось, и в Сургуте в том числе. Главными причинами являются сроки давности и деятельность самих банков по приведение договоров в соответствие. В связи с этим, не исключено, что активную деятельность правозащитники могут повернуть в иное русло, поскольку помимо незаконных банковских удержаний многие иные нарушения банками не устранены до сих пор. На сегодня удельный вес жалоб потребителей именно на финансовый сектор г. Сургута небольшой – около 5%, тем не менее, расслабляться банкам не стоит, поскольку правовая грамотность населения растет и могут появиться иные организации, защищающие права потребителей на рынке финансовых услуг.

 

В заключении начальник Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Департамента по экономической политике г.Сургута Гаврикова Дарья высказала пожелание для кредитных учреждений более внимательно относиться к конфликтным ситуациям с заемщикам, пытаться урегулировать их самостоятельно и не доводить до суда, особенно если очевидны нарушения со стороны банка. Такое взаимодействие банков и клиентов будет только на пользу деловой репутации кредитных учреждений.

 

 

Сургутская ТПП благодарит участников встречи и представителей государственных и муниципальных органов за проявленный интерес к теме встречи  и ждет Вас на наши следующие круглые столы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советник по правовым вопросам

 

при Генеральном директоре СТПП

 

Старовойтова Ляна

 

Добавить комментарий