Новости

30 ноября 2012г.

Участникам конференции представилась возможность обмена мнениями и опытом по вопросам вхождения России в ВТО и подготовки к этому процессу сургутских предприятий. Основной акцент был сделан на качественно новую сертификацию - как основу для развития бизнеса в рамках мировых стандартов, что в самое ближайшее время приобретет особую актуальность.

 

С докладом в рамках конференции выступила заместитель Генерального директора СТПП Анна Чурманова. Она освятила правовую базу и действующие соглашения, которые именуются как нормы ВТО в собирательном смысле. Конституционным Судом РФ уже рассмотрен запрос о соответствии Конституции процесса присоединения к ВТО. КС РФ не усмотрел нарушений положений Конституции РФ процедуры присоединения в том числе и ратификации протокола о присоединении к ВТО.

 

Одним из обсуждаемых правовых нюансов на сегодня является тема прямого/косвенного действия норм ВТО в национальных правовых системах стран участниц Марракешского соглашения. Так, большинство стран участниц ВТО отказались от прямого действия норм ВТО, т.е. в национальной правовой системе на указанные норме в спорах между хозяйствующими субъектами ссылаться нельзя. В рамках же ВТО система разрешения споров направлена в первую очередь на нахождение компромиссных решений, а не на передачу споров в судопроизводство. Таким образом, споры в рамках ВТО ведутся между государствами, а не частными лицами и требуют соответствующей национальной инфраструктуры – мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Становление такой инфраструктуры занимает не один год, и поддержание ее работоспособности дорого обходится участникам споров, которые могут тянуться годами. Поэтому ускорение процесса самоорганизации производителей после присоединения к ВТО – важнейшая задача, не решив которой невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей, так и национальной экономики в целом. Именно поддерживаемые государством ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам.

 

Создание таких ассоциаций требует соответствующей бизнес-культуры, которая в России на сегодня плохо развита.

 

Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы:

 

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот.

 

Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

 

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам.

 

Количественные ограничения на импорт такие, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя

 

обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.

 

Впрочем, согласно общим правилам ВТО Россия все же будет иметь право ограничить оказание рассматриваемых услуг иностранными лицами из членов ВТО в строго оговоренных для этого случаях.

 

3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный

 

эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%.

 

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности – в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.

 

 Вместе с тем, по мнению Анны Чурмановой, стоит отметить, что принятые Россией на себя обязательства создают очень благоприятные условия для допуска иностранных компаний на российский рынок, в связи с чем российским предпринимателям стоит подготовиться к усилению конкуренции в обозначенных сферах.

 

 Особо надо отметить, что Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций. Принятие соответствующих регламентов необходимо не только для формального соответствия требованиям ВТО, но и для защиты российских потребителей от некачественной продукции, не удовлетворяющей, например, требованиям технической и экологической безопасности. В настоящее время эта задача решается через отдельные нормативно-правовые акты или ограничение импорта конкретных видов продукции. В рамках ВТО вопрос будет регулироваться исключительно через соответствующие регламенты и стандарты. Еще в январе 2010 года было определено 65-673 важнейших технических регламентов, которые должны быть разработаны в первоочередном порядке. Пока из них принято только 24. Общее количество необходимых технических регламентов оценивается в 300-400. Исходя из существующих темпов работы, на их разработку и утверждение уйдет около 10 лет.

 

 По оценкам специалистов более защищенными являются предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку имеют своего покупателя, менее ориентированы на импорт и экспорт, а также в этой сфере больше возможностей для оказания мер государственной поддержки, т.к. в конкретных отраслях экономики политика протекционизма по нормам ВТО запрещена и дотирование или даже льготное кредитование отраслей или предприятий будет являться нарушением норм ВТО. При поддержке малого и среднего бизнеса речь идет не о конкретных отраслях, а о количественном показателе бизнеса и здесь государство может использовать скрытые меры поддержки экономики через господдержку организаций МСБ.

 

Учитывая этот тезис, необходимо отметить необходимость развития малого и среднего предпринимательства в стране по всем направлениям деятельности.

 

 Развитие малого и среднего предпринимательства:

 

  • Пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению.
  • Создание предприятий-локомотивов в каждом из секторов экономики, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, в перспективе формируя производственные кластеры.
  • Создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках.
  • Упрощение экспортных операций (работа с ФТС и иностранными платежами) для малых и средних предприятий.

 

 Таким образом, опорой российской экономики должен стать именно малый и средний бизнес, который в странах-членах ВТО в настоящее время составляет от 30%, тогда как в России этот показатель едва достигает 15% отметки и то в самых благополучных для развития бизнеса регионах.

 

Также у участников конференции была возможность ознакомиться с иными интересными и актуальными докладами, включая презентацию директора Сургутского филиала Фонда поддержки предпринимательства относительно ЕвроИнфо консультационного фонда, работающего по поиску партнеров и контрагентов для бизнеса (более подробная информация на сайте www.hmaobin.ru/).

 

 Пресс-служба СТПП

 

Добавить комментарий

Разработка сайта: